Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

     Крик / Scream (1996)  Расширенная версия

Год выпуска: 1996
Страна: США
Жанр:
ужасы, детектив
Продолжительность: 01:50:56
Перевод: Профессиональный (двухголосый, закадровый) [Премьер Видеофильм]
Субтитры: нет

Режиссер: Уэс Крэйвен / Wes Craven
В ролях: Нив Кэмпбелл, Кортни Кокс, Дэвид Аркетт, Скит Ульрих, Мэттью Лиллард, Джейми Кеннеди, Роуз МакГоун, Лоуренс Хехт, Дрю Бэрримор, У. Эрл Браун  Линда Блэр / Linda Blair                                     

Описание: Маленький калифорнийский городок Санта — Роза терроризирует маньяк — убийца. Маньяк — киноман, и свои дьявольские идеи он черпает в кинофильмах. Избранные им молодые жертвы могут избежать гибели, если только они следуют правилам, которые предписывают ленты, которых он насмотрелся: не открывать дверь незнакомцам и не спрашивать `кто там?`, не прятаться в кладовой, не отвечать на телефонные звонки, не пить и не употреблять наркотики, не заниматься сексом. И самое главное — никогда, ни при каких обстоятельствах не кричать!

https://www.kinopoisk.ru/film/1807/

https://www.imdb.com/title/tt0117571/

 

 

 

Крик. Реж. Уэс Крэйвен. 1996

Как выжить в хорроре? Во-первых, не бухать и не трахаться, — учит нас самый обаятельный и эрудированный герой «Крика», киноман Рэнди (увы, его карьера кинокритика будет прервана ножом призрачноликого убийцы в сиквеле). Все так, но не в случае самого «Крика», хоррора, главным спецэффектом которого стало публичное оглашение — а, значит, отмена — неписаных законов жанра.

  

 

Здесь протагонистам милосердно позволили валяться попарно в постелях и на траве, а новым табу стало потребление попкорна, — во всяком случае ни блондинке Кейси Бэйкер (Дрю Бэрримор), ни чернокожей девушке из сиквела так и не удалось насладиться мягкой пенопластовой фактурой воздушной кукурузы, за ними пришли первым делом.

Эта пуристская шутка сценариста Кевина Уильямса хорошо резонирует с аскетическим нигилизмом российской кинокритики (редкий прилив желчи по случаю какой-нибудь не слишком возвышенной голливудской картины не сопровождается у нас уничижительной ремаркой о попкорне).

 

Впрочем, игнорирование принципа чувственного удовольствия — это не только наша профессиональная болезнь: вспомним французскую ненависть даже не к попкорну, а к самому факту репрезентации чего-либо на экране (Годар и прочие), или праведный британский гнев в адрес изображения как источника хорошего времяпрепровождения, — фемино-марксистская позиция, наиболее полно выраженная в «Кино и визуальном наслаждении» Лоры Малви (Visual Pleasure and Narrative Cinema).

Фильм Крэйвена также избегает «чувственного»: несмотря на то, что сценарий Уильямсона был богат на выпущенные кишки и прочие визуальные наслаждения, «Крик» даже в специальной unrated-версии смотрится крайне невинно, почти стерильно. Дело не только в количестве крови, но и в ее качестве: и красный сок, и городок Вудсборо, где орудует убийца в маске, выглядят фейком, фанерной декорацией к фильму.

Мягкое превращение иллюзионисткой жанровой кинематографии в отстраненную сценографию — это, конечно же намеренный прием: во втором «Крике», также снятом по сценарию Уильямса, действие в какой-то момент вообще переносится на театральные подмостки (репетируют первую часть «Орестеи», мотивы которой проигрываются в диегетической реальности фильма).

 

Вышедший в прокат между «Криминальным чтивом» и «Джеки Браун», «Крик» стал не только самым кассовым (на тот момент) фильмом ужасов, но и первым неприкрыто постмодернистским артефактом массовой культуры, спектаклем в квадрате, шоу, являющимся метафорой не жизни, но других шоу.

 

Точно следуя описанию посмотдернистской культуры как вальса симулякров (то есть, означающих, не имеющих никакого референта, определяющихся только взаимным расположением таких же означающих) «Крик» представил зрителям остросюжетную драму о борьбе текста с контекстом, с одной стороны, и о поглощении текстом субъекта, с другой. Об автономной жизни не идеи, но самого означающего, бродячего бренда, пустой формы, которую можно наполнить любым — в том числе и предельно реальным — содержанием.

Номинальный источник параноидального напряжения в «Крике» — бесплотный механический голос из телефонного аппарата. Но телефонные звонки террорризировали блондинок и брюнеток задолго до «Крика»: «Ты проверила детей?» — шипела трубка с нехорошим британским акцентом в «Когда звонит незнакомец» (в первом эпизоде «Крик» достаточно узнаваемо цитирует начало этого фильма). А в «Черном Рождестве» на другом конце провода разыгрывали гран-гиньоль на три захлебывающихся голоса. Финальным, самым жутким твистом в телефонной схеме оказывался адрес исходящих: убийца всегда был внутри, в том же доме, что и его жертва.


«Крик» поначалу тоже отдает дань этой традиции, но вскоре источником жуткого становится не опасная близость, а повсеместность угрозы. Фантазм становится частью реальности, разливается в ней. Звонят уже с мобильного, а не со стационарного телефона. Зло повсеместно, вездесуще и всевидяще. Оно хотело бы стать не то судьбой, не то Богом, но, увы, ему достается лишь роль маски в хоре, роль того, кто бормочет самопальную мораль над другим поверженным extra.

  

С каких это пор всевидящее око превратилось в обычного вертухая? Наверное, после того как прагматичный либерал (в старом смысле слова) Иеремия Бентам придумал свой Паноптикон, жуткую, как дом Наркомфина, модель универсальной дисциплинарной институции (работного дома, тюрьмы и, в конечном счете, государства). В проекте прозрачного дома-улья была одна существенная деталь, о которой обычно забывают упомянуть.

Башня, из которой могло осуществляться скрытое наблюдение за обитателями застекленных камер-одиночек, была открыта для посещения любым гражданином. Каждый мог зайти в Башню и стать Охранником-Наблюдателем, той высшей инстанцией, на вере в существование которой держался старый порядок. Порядок Бентама держится сам по себе: перед своей отставкой обитатель стеклянной пирамиды отдает ключи массе анонимных петр иванычей, которые могут заявить о своем существовании грозным окликом из башни. Имеют право!

В переменной убийцы из «Крика» эта идея анонимизации и обобществления права на надзор и насилие доводится до пародийного абсурда. Впрочем, сегодня многие шутки из фильма не кажутся таким уж гротеском. Убийца Ghostface — живая франшиза насилия, он с удивительной точностью предвосхитит методы и манеры сегодняшних вигилантов: самые очевидные примеры — аутсорс-кампании, запущенные Максимом «Тесаком» Марцинкевичем или екатеринбургский «Город без наркотиков» с его планами по открытию филиалов в других городах.

Объекты нападения всегда одни и те же, нападающие произвольны, но всегда словно бы рукоположены брендом-маской, зримым воплощением Другого, чью волю и призваны реализовывать десятки анонимных исполнителей, несмотря даже на то, что в реальность этого другого никто не верит. Вера, как и опасность в «Крике» становится характеристикой не субъектов, но ландшафта, среды, контекста, сезона. «Время такое». Ну да.

«Бога нет — и тебя нет» бросал попу старик Опанас в «Земле» Довженко. Точно так же в мире «Крика» нет ни дьявола, ни субъекта, только накладные рога и копыта. Тем героям «Крика», которые жаждут примерить на себя костюм убийцы, приходится пройти символическую кастрацию, расстаться не только с собственным лицом, но и с собственным голосом (Ghostface всегда говорит через искажающую примочку).

В самом радикальном виде отказ от субъективности проявляется в отказе от самого человеческого — мотива. Надевающие на себя маску призрака старшеклассники оказываются сомнамбулическими чтецами большого текста хоррора. Жанр бормочет ими, как губами. Неслучайно убийц в маске всегда двое. Но чтобы спектакль действительно состоялся, говорящему нужен, как и раньше, слушатель, ведь только в процессе телефонного разговора, вечная жертва и сменяющиеся убийцы становятся частью общего, но при этом словно бы внеположного им нарратива.

Вступив в разговор со Злом, жертва как бы автоматически открывает ему дверь, акт вербальной коммуникации словно устанавливает вокруг говорящего и слушающего новый макабрический континуум, разрывает защитную пленку повседневности, впускает героя в фантазм. Это похоже на отношения аналитика и пациента: объединяющая их структура (бессознательного) так же возникает только в процессе разговора, для которого нужны двое.

Представленная в «Крике» схема воспроизводства ситуации кажется пародией на медийную схему воспроизводства информации. Не случайно своего рода замаскированным двойником Ghostface в «Криках» оказывается тележурналистка Гейл Уэзерз — она занимается тем же, что и телефонный убийца, но не в кошмарном измерении фантазма, а в легитимном пространстве новостного эфира. Даже странно, что такая идеальная пара никак не была обыграна сценаристами продолжений. Впрочем, разве не была?

Один из участников Ghostface-дуэта во втором «Крике» — мама Билли Лумиса, которая скрывается как раз под личиной местной журналистки. Сегодня, когда жизнь опережает самые смелые предположения искусства — плачуще-кричащая (пассивно-агрессивная) маска убийцы разве не есть идеальное лицо «оскорбленных чувств», новой политкорректности нашего, охваченного ресентиментом, времени? — кажется, для реальности уже нет ничего невозможного. Так что я давно с нетерпением жду, когда очередной вежливый или не очень герой в маске на вопрос любопытной корреспондентки: «Чего вы хотите?», — ответит прямо: «Поговорить».

Нет, Гейл, не надо, не бери трубку.

Вы что, не знаете правила?

Давайте признаем - ужасы довольно консервативный жанр. Ведь каждый любитель ужасов, пересмотревший не один десяток хоррор-фильмов, легко может сказать: 'А вот такой эпизод был еще в 'название фильма'. С этим ничего не поделаешь, ужасы не так дороги в производстве, их снимают многие начинающие режиссеры (вспомните хотя бы Питера Джексона и Сэма Рейми), однако далеко не все могут придумать нечто действительно новое, вот и отрабатывают придуманную задолго до них формулу.
 
Особенно похожи между собой молодежные слешеры, которыми насытились еще в восьмедисятые (и римейки которые на нас временами сваливаются). Я уже и не думал, что в таком поджанре ужасов, как тин-слешеры можно придумать что-то оригинальное, но именитый и крайне талантливый режиссер Уэс Крейвен заставил меня убедиться в обратном, и затаив дыхание, и широко открыв глаза, следить за событиями своего творения под названем 'Крик '.
 
Феномен 'Крика ' вовсе не в том, что Крейвен показывает нам нечто, что мы еще не видели, он намерено собирает в своем фильме множество штампов жанра и закручивает сюжет вокруг фильмов ужасов со всей их предсказуемостью. Герои фильма то и дело вспоминают какой-нибудь известный фильм, в котором была схожая ситуация с той, в которую они попали ('Точно, это как в 'название фильма! '), тем самым показывая, что с жанром знакомы на отлично. Вот перед нами эпизод, в котором испуганной до полусмерти девушке, разговаривавшей только что с маньяком, кто-то звонит в дверь.
 
'Ага ' - думаете, вы - 'Сейчас она, дура, подойдет, а там маньяк! '. 'Кто там? ' - спрашивает девушка. 'Никогда не говори 'Кто там? ', неужели не знаешь, чем это заканчивается? Ты могла бы подойти и посмотреть ' - отвечает маньяк по телефону. Крейвен играет с нами, ловко подшучивая над сложившимися штампами. Но ни в коем случае не думайте, что 'Крик ' пародирует ужасы! Стёб Крейвена ни разу не скатывается до пародии, это очень самостоятельный и цельный фильм. Здесь интересный сюжет, оставляющий в неведенье до самого финала и заигрывающий с вами каждые минут пять, подкидывая вам все новые улики, позволяющие назвать убийцей одного из героев. Натурально сидел и комментировал каждые несколько минут: 'Так, ну он не убийца, так не бывает ', 'О, а может это - он? ', 'Нет-нет, вот он - точно! ', 'Черт, а может все-таки первый? '. И так на протяжении всего фильма. И хотя за минут восемь до финала я высказал свое окончательное и, как выяснилось вскоре, верное предположение, финал меня все равно удивил. Ну и конечно сюжет был бы не так интересен, если бы не персонажи в дивном исполнении практически всех актеров. Хороша Нив Кемпбелл в роли Сидни, хороша Роуз МакГоун, хороши Девид Аркетт и Кортни Кокс, просто великолепны Скит Ульрих и Мэтью Лилард, ну и мой фаворит - Джейми Кеннеди в роли хардкорного и в хорошем смысле безумного фаната хорроров - Рэнди. Ну и в конце хочу добавить - фильм не то чтобы жестокий, да и будем честны - не сильно страшный (хотя, когда пересматривал уже вместе с сестрой, заметил, что она даже поджала ноги, сидя в кресле и старалась почаще перекидываться со мной фразами - в тишине и одиночестве смотреть ужасы боится). Но несмотря ни на что - фильм очень притягательный и по-своему приятный, его захочется пересмотреть, его будешь вспоминать с улыбкой и мыслью 'классное кино ' и, когда к тебе придет брат/сестра/друг/девушка и скажет 'Давай какой-нибудь фильм посмотрим ', немного подумав, ответишь: 'видел/а 'Крик '? '. Что в итоге? Культовый фильм вернувший жизнь молодежным слешерам, да и просто великолепное кино. 9 из 10

 

Киноманские беседы с мальчишкой по имени Zombion!

Гораздо страшней, когда нет никакого мотива… (примерно 92-ая минута фильма) Крик Жара за 30 градусов, а я пересматриваю один из самых культовых слэшеров! Стоит сказать, что ко второй половине 90-ых, поджанр слэшер уже потряхивал костями. Да и дела режиссера Крэйвена, положа руку на сердце, оставляли желать лучшего. Мужик попрощался с Крюгером и снял проходного “Вампира в Бруклине” с Эдди Мерфи. Некоторые сомневались, что режиссер способен сделать хит. Не просто хит, а создать еще одного культового убийцу. Задумайтесь, в кинематографе ведь очень мало режиссеров с двумя иконами слэшера (Уэс – красавчик!). Но, зимой 1996 случилось чудо, настоящее рождественское чудо. Сошлись звезды, “Крик” взорвал. Гигантские сборы, братья Вайнштейн затрясли пузиками от восторга. Все молодые актеры – проснулись известными. Дэвид Аркетт, Мэттью Лиллард, Нив Кэмпбелл и др. А старик Крэйвен снова залез на трон. Режиссер доказал, что с ним еще не покончено. Конечно, стоит поблагодарить Кевина Уильямсона (сценарист). Он написал великолепный сценарий, просматривая старенькие слэшеры. В чем особенность “Крика”? Это не банальный слэшер, где маньяк в маске режет бедных подростков. Это ядреное киноманство. Крэйвен вырвал слэшер, вывернул его наизнанку и посмеялся над всеми штампами. Пример хотите? Сидни Прескотт (главная героиня) говорит, что терпеть не может ужасы, так как глупые герои вечно бегут не туда, куда нужно. Когда же она сама сталкивается с убийцей, то сразу же забывает про свои слова, а-ха-ха. И подобной забавной вкуснятины здесь навалом. Постоянно упоминают Фредди Крюгера, Джейми Ли Кертис, Энтони Перкинса, “Кэрри”, “Изгоняющего дьявола”, “Пятницу 13-е”, “Хэллоуин” и т.д. Плюс, старик Крэйвен не забывает поиграть со своими зрителями в чудесную игру - угадай убийцу. Признаюсь вам, в детстве не смог угадать. Мало слэшеров смотрел, а-хи-хи. Даже если вы забудете про все отсылки к старью, Крэйвен приготовил несколько шикарных кровавых зарисовок. “Крик” как бы перезагрузил слэшер. На сколько лет – другой разговор, сам факт, это дорогого стоит. Да, я люблю Крюгера больше, но этот товарищ в черном балахоне и вытянутой белой маской – заслуживает похвалы. Фильмы ужасов делают людей изобретательными! (с) Крик P.S. Маэстро Крэйвен появляется на 52-ой минуте фильма в роли уборщика! 7,5 из 10

Тайны Вудсборо

Уэс Крейвен долго и нудно трудился на благо американского слэшера. Именно он подарил нам такие фильмы, как 'У холмов есть глаза', 'Кошмар на улице Вязов' и многие другие культовые произведения. И тогда как Шон Каннингем и Джон Карпентер в 90-х утратили былые позиции, Крейвен продолжить с успехом творить и подарил нам незабываемый ироничный слэшер 'Крик', вдохнувший в жанр свежие силы. Действие происходит в небольшом городке Вудсборо, который потрясла серия жестоких убийств, за которые ответственен некий человек в белой маске смерти. Полиция не знает, что делать, а потому просит граждан не выходить на улицу после заката. Местная школа прекращает учебный год на неопределенный срок. Все говорит о том, что ситуация накалена до предела, но подросткам некогда ставить жизнь на паузу. У них свои развлечения, которые не терпят отлагательств. Главной героиней истории выступает Сидни Прескотт, привлекательная старшеклассница, чья мать была жестоко убита год назад, и теперь маньяк начинает охоту на девушку и ее близких, тем самым доведя ситуацию до предела. так что теперь Сидни придется воевать против того, кто одержим жаждой крови и она понимает, что должна постоять за себя сама. Лента Крейвена удивляет тем, насколько иронично она обращается с канонами жанра. Герои на камеру то и дело высмеивают сложившуюся ситуацию, пересматривают 'Хэллоуин' и ведут себя поразительно праздно при том, что за ними по пятам следует сама смерть. Но в этом и таится прелесть фильма, который одновременно пугает и веселит. Таким образом, 'Крик' Уэса Крейвена сумел вернуть к жизни угасающий жанр, после чего он будто заново возродился и снова завлек в кинотеатры толпы зрителей. И даже сейчас фильм смотрится просто великолепно. 10 из 10

стр 1  стр 2  стр 3

Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024uCoz