Короткая переправа / Узкий пролив
Brève traversée / Brief crossing (2001)
Название: Короткая переправа / Узкий пролив
Оригинальное название: Brève traversée / Brief crossing
Год выхода: 2001
Жанр: драма, мелодрама
Режиссер: Катрин Брейя
В ролях: Сара Пратт, Жиль Гийен, Марк Филипи, Летисия Лопез, Марк Яблонски, Кристель Дакоста, Николас Хоутри, Франк Лемейтр, Филипп Кесс, Жан-Клод Кавелье
О фильме:
30-летняя Элис возвращается на родину в Англию на пароме, курсирующем между Сен-Мало и Портсмут. Она встречается на корабле с французским юношей и не может удержаться, чтобы не подсмеяться над его неопытностью и неловкостью. Тома 16 лет, и он не остается равнодушным к очарованию англичанки. Вечером на корабельной дискотеке подвыпившая Элис игриво откровенничает с подростком, рассказывая о своем одиночестве и своих страданиях. Они становятся любовниками. У Тома это первая женщина и, когда утром Элис хочет ускользнуть от него, он пытается ее удержать... Этой лентой женщина-режиссёр решила отыграться за обиды всех обманутых дам, выбрав в жертву недоразвитого простака, чтобы показать сколь больно разочарование от заблуждений, и велика горечь от обидной лжи...
Краткая рецензия
Англичанка Элис и француз-подросток Тома плывут на корабле из Гавра в Портсмут. В дороге более опытная англичанка разыгрывает из себя то, на что она знает, что подросток не может не "клюнуть". Подросток "клюёт", и происходит в том числе половой акт, а затем расставание, на которое подросток никак не рассчитывал, потому что она ему отдалась, говорила, что он особенный, и т.д.
Таким образом, в фильме представлена ситуация неравного опыта и, как следствие, возможности манипулирования тем, кто менее опытен.
О собственно половых/межполовых отношениях речь идёт лишь постольку, поскольку в этих отношениях важны опыт и разница в опыте: т.е. "разбито" не мужское и не женское сердце. Разбито неопытное сердце: подросток ещё не знал, что исповедальный тон и слова любви могут быть средством манипулирования (после короткой переправы он это узнал). Слова любви в этом смысле не исключение: средством манипулирования может быть что угодно: проповедь, исповедь, любая дидактика; однако "любовная" манипуляция всегда на виду, она якобы банальна. Про эту якобы банальную ситуацию снят фильм "Короткая переправа".
https://www.imdb.com/title/tt0299594/
Страна: Франция
Студия: arte France Cinéma, G.M.T. Productions
Продолжительность: 01:21:00
Перевод: Любительский (одноголосый закадровый)
С берега к берегу
На давнем показе Московского международного фестиваля этот фильм шёл под названием «Узкий пролив», возможно более точном, чем нынешняя «Короткая переправа», но не таким близким к сути происходящего, как «Большая перемена», полнее всего отражающего преображение доверчивого Тома, взошедшего на борт парома, отправившегося через ЛаМанш, беспечным мальчиком, а спустившимся на другой берег уже всадником без головы.
Для одних ночь в пути – это скука одиночества, другие сбиваются компанией, устраивая шумный бедлам, а вот Элис решила развлечься, чтобы не скучать, завязав беседу с растерявшимся пареньком, которому внимание взрослой женщины придало уверенности в надёжности собственных сил, избавив от юношеских сомнений и робости перед незнакомым лицом. Если для Эллис каютная ночь лишь времяпрепровождение, скрашивающее скуку короткого пути, то у вдохновлённого Тома общение со случайной собеседницей вызывает неподдельный подъём искренних чувств, подталкивающих его в стремлении к мужественности в расставленную коварной женщиной обманную западню.
Похоже, что этой лентой женщина-режиссёр решила отыграться за обиды всех обманутых дам, выбрав в жертву недоразвитого простака, чтобы показать сколь больно разочарование от заблуждений, и велика горечь от обидной лжи. Подозревать Катрин Брейя в намерении исследовать трансформации юношеской психологи не приходится – она не столь готова, чтобы вникать в проблемы с этой стороны, но по лицу Жиля Гийлана, быть может даже вопреки режиссёрскому плану, пробегает тень больших перемен, бросающих домашнего мальчика в пучину важных открытий, открывая ему мир тонкостей и нюансов, психологических игр и расчетливых планов, подминающих под себя только начинающуюся жизнь. Жестокая уловка Эллис – это урок для простодушного юнца.
Вопрос только в том, как сможет мальчик пережить свалившийся на него нежданный удар. Брейя, как видно, не собиралась развивать тему, обыкновенно воткнув булавку, будто не в сердце человека, а в кукольный воск чёрного колдовства – вот вам, бросая мечущегося Томаса, ощутившего привязанность и тут же увидевшего обрыв, проваливаясь в недоверие страха перед будущим, ведь что-то с ним станет потом. Бросая своего героя, режиссёр оставляет открытыми все пути: из случившегося юноша может извлечь пользу, чтобы отыграться на ком-нибудь потом, или, замкнувшись в комплексах, навсегда лишиться доверия к отношениям полов. Гибель романтика или рождение циника, может что-то иное, но это его беда.